Гродненская область


Августовский канал

Августо́вский кана́л — судоходный канал в Польше и в Гродненской области Белоруссии, памятник XIX века гидротехнического зодчества, расположен в особо охраняемой зоне ЮНЕСКО.

Один из шлюзов канала

Августовский канал – один из выдающихся объектов гидротехнической архитектуры первой половины XIX в., который соединяет реку Вислу с Неманом. Его длина составляет 102,8 км. Сейчас Августовский канал – это отличное место в Беларуси для отдыха, привлекающее туристов со всего мира не только своей природой и красотой, но и неповторимой уникальностью гидротехнических сооружений. Канал – идеальное место для тех, кто предпочитает активный отдых в Беларуси.
Канал – идеальное место для тех, кто предпочитает активный отдых в Беларуси. Благодаря белорусско-польскому соглашению от 2005 года о реконструкции канала, сейчас шлюзы вновь принимают судна. Планируется, что скоро на карте появятся порты, кемпинги, гостиницы.
  В мире можно найти всего два аналога этого водного пути: один из них находится в Швеции — это Gota, а второй в Великобритании — Kalendonski. Территория, прилегающая к каналу, создает оптимальные условия для развития широкомасштабного туристического комплекса, организации зоны отдыха. Канал соединяет 7 естественных озёр: Кшиве, Студзеничне, Панево, Орле, Бяле, Нецко, Микашево и 11 рек: Клёновница, Чарна-Ханьч, Нетта, Перкуця, Волкушанка, Неман, Осташанка, Пласка (в других источниках Суха-Жечка, Сервянка или Панювка), Бебжа, Микашувка, Шлямица. Впервые канал стал туристическим объектом в период между мировыми войнами.


Костел францисканцев в Гольшанах




Костел францисканцев в Гольшанах, построенный в 1618г., является архитектурной ценностью, выполненной в стиле барокко. В середине XVIII в. производилась реконструкция этого памятника. Изменения заключались в перестройки костела в виде прямоугольника, разделённого на три нефа. В украшение стен использовалась ордерная пластика, а верхней части- балюстрада.
Плоская стена алтаря интересно расписана, а апсидное полукружие, украшенное многочисленными колоннами с хитрым зигзаговидным антаблементом и многочисленными фигурами, создаёт ему иллюзорный эффект.



  Дворцово-парковый ансамбль Валовичей в Святске






Святск — деревня находится в 4 км к югу от посёлка Сопоцкин  и в 17 км к северо-западу от центра города Гродно. Около западной окраины деревни проходит дорога Гродно — Сопоцкин — граница с Литвой. В 8 км к западу находится граница с Польшей.
Небольшая деревенька Святск, расположенная неподалеку от города Гродно, знаменита величественным дворцовым ансамблем Валовича, возведенным в 1779 г. итальянским архитектором Джузеппе Сакко. Памятник древнему зодчеству можно отнести к эпохе расцвета барокко, но во многих чертах постройки просвечивается влияние классицизма. На территории, пересеченной каналами и прудами, располагается сам дворец и прилегающие хозяйственные постройки.
Живописный пейзаж образуют водоемы и парковый комплекс. Жилые постройки включают три корпуса: центральный и два флигеля, объединенных полуциркульными галереями. Залы, гостиная и парадная лестница сосредоточены в главном дворцовом корпусе. Его планировка предельно проста. Средняя часть постройки отведена под монументальную трехмаршевую лестницу и величественный восьмигранный зал. В боковых помещениях сосредоточены малые залы и кабинеты. Коридор, продольно рассекающий главный корпус дворца, переходит в ведущие к флигелям полуциркульные галереи.
Подобная планировка обеспечивает связь между отдельными частями всего жилого комплекса. В архитектуре главного корпуса используется распространенный для дворцовых сооружений того времени прием разграничения композиции фасада с тремя ризалитами. При этом спаренными пилятрами украшен каждый из слегка выступающих боковых ризалитов, между которыми расположено высокое полуциркульное окно. Завершает композицию боковых ризалитов изогнутые фронтоны. Пятигранный выступ главных залов дополняет боковые ризалиты в парковом фасаде. Эта часть дворца, увенчанная пилястрами и фигурной крышей, трактуется как монументальный эркер. Подобная конструкция с полукруглыми угловыми частями характерна для барокко. В настоящее время поездка в Святск входит в состав большинства туристических маршрутов.



                                      Лидский замок



Лидский замок сегодня


Лидский замок князя Гедимина – оборонительное сооружение XIV-XV. Лида – пограничный город, построенный на границе Великого княжества Литовского, постоянно подвергался набегам воинственных соседей. В те беспокойные времена народ нуждался в крепостных стенах, чтобы пережить войну и вновь вернуться к мирной жизни.
В 1323 году князь Гедимин приказал возвести каменную крепость, чтобы прекратить разорительные нашествия на страну рыцарей крестоносцев. В 1325 году замок Гедимина был готов. Он стоял на песчаном насыпном холме, поднятом на 5-6 метров над уровнем окружающей болотистой низины. Высокие неприступные стены были возведены из камня и кирпича. Их толщина у основания достигала двух метров. С одной стороны замок окружал глубокий ров, с другой – искусственное озеро, образовавшееся из-за запруды на реке Лидея.
После Гедимина замок достался в наследство Ольгерду, а после него – Ягайло. Наследство, как водится, не поделили и в стране началась междоусобная война. В 1838 году был осажден и взят Лидский замок.
Замок пережил множество войн и сражений и был разрушен шведами в 1700-1721 году во время Северной войны. Руины разрушенного замка пережили еще одну последнюю битву в 1794 году между повстанцами отряда Тадеуша Костюшки и российскими войсками.
В 1891 году в Лиде случился сильнейший пожар, в результате которого выгорел весь город. Для восстановления зданий стали разбирать то, что осталось от Лидского замка.

Реставрация замка началась после 2000 года. Были заново отстроены крепостные стены и башни, а пока возводят внутренние жилые и хозяйственные строения, в стенах замка организовали отличное рыцарское ристалище. В 2005 году здесь стали проводить ежегодный Международный фестиваль средневековой культуры «Замок Гедимина», который в последние годы набрал невиданную популярность. В стенах замка реконструируются исторические события, в крепости проходят турниры и ристалища, у стен замка, на живописных берегах искусственного озера проходят фестивали этнической и средневековой музыки.




Любчанский замок





Любчанский замок — замок второй половины XVII века, от которого сохранились две башни в посёлке Любча Новогрудского района Гродненской области Белоруссии, на левом берегу реки Неман.
Любчанский замок или как его ещё называют - замок Кишек и Радзивиллов, является отличным примером архитектуры средних веков. Это название связано с тем, что началось строительство во второй половине XVI века по инициативе влиятельного магната и вельможи Великого княжества Литовского Яна Кишки, а закончилось в середине XVII века уже при его зяте Радзивилле. Замок находится на высоком берегу реки Неман, в посёлке Любча, Новогрудского района, Гродненской области. Так как строился замок долгое время и под руководством разных хозяев, он вобрал в себя черты двух архитектурных стилей: готики и ренессанса. Изначально весь замок, за исключением одной башни, был деревянным. Позже он неоднократно перестраивался.
Много раз менялись и хозяева Любчанского замка, но все не обращали на него должного внимания, они ограничивались лишь сбором податей и налогов. Во второй половине 19 века замок перешел в руки прибалтийского дворянского рода Фальц-Фейнов. Они сделали здесь одну из своих загородных резиденций. Они построили дворец в стиле английской неоготики, который сохранился до сих пор.
Замок ни единожды разрушался во время войн или захватов. Наибольший урон получил дворец, в 1945 году. После этого остались лишь руины. В Советские времена в замке была построена школа. Потом там находился музей.
В настоящие время Любчанский замок - это единственный замок в мире восстанавливаемый только лишь силами волонтёров, без помощи государства. Все материалы приобретаются за счет пожертвований от организаций и частных лиц, а рабочей силой выступают студенты БНТУ, а также все желающие, которым не безразлична судьба замка и история страны. Волонтерами был создан фонд Любчанского замка, и с 2003 года ведутся работы по реставрации древних башен и превращению исторической достопримечательности в объект международного туризма.

Сами волонтеры говорят, что это довольно загадочное и романтичное место. То и дело появляются разные легенды. Например, легенда о тропинке из зеленых огоньков, которая ведет к месту где зарыт клад. Многие наблюдают ее каждый год. Пока сокровищ ещё никто не нашел, но другие находки попадаются регулярно. Увидеть находки можно в местном краеведческом музее. Изначально он располагался в главной башне Любчанского замка, но уже давно переселился в новое здание школы. Здесь вы найдете старинный бронзовый флюгер, остатки различной средневековой утвари, военные экспонаты всех времен и много другого.

Мирский замок

Мирский замок


Мирский замок – одна из четырех достопримечательностей Беларуси, внесенная в список культурного наследия ЮНЕСКО. В Мирском замке нашла зримое отражение феодальная эпоха: монументальный и неприступный замок, олицетворяющий силу и неограниченную власть феодала, внушал уважение и мог защитить владельца от неприятеля. Замок был выполнен из кирпича (на некоторых кирпичах до сих пор сохранились клейма авторов) и камня, окружен земляными валами с бастионами и рвами с водой.
Вокруг Мирского замка существует несколько легенд:
Легенда о саде. В конце XIX века на месте Мирского озера был яблоневый сад. Князь Николай Святополк-Мирский распорядился его вырубить и на этом месте выкопать озеро. Время было весеннее, все яблони стояли в цвету. Жители Мира отказались рубить деревья. По народному поверью, рубить цветущее дерево — большой грех, люди, которые губят молодую жизнь, будут прокляты, а их род будут преследовать несчастья. Но князь не хотел отказываться от своей задумки и терять время. Несколько деревьев он вырубил первым, а остальные — уничтожили нанятые им люди. Начали копать озеро. Говорили, что при его устройстве погибло много людей. Что ни день — то несчастный случай. Был среди погибших парень, по преданию, сын местной ведьмы. Его мать прокляла это место, сказав: «Пусть в этом озере утонет столько людей, сколько было вырублено цветущих деревьев».
Легенда о призраке Белой Девы, Софье Святополк-Мирской, которую местные жители ласково называют Сонечкой. Считается, что она не так охотно показывается людям как её «коллега» с Несвижа — знаменитая Черная Дева, но музейные работники говорят, что Софья часто уходит по подземному ходу до своей подруги в Несвиж.
Легенда о воинах. Во время реставрации замка, проводившейся при Михаиле Святополк-Мирском, при вскрытии полов были обнаружены два скелета, захороненные позже по приказу хозяина на православном кладбище. По легенде, в новогоднюю полночь можно услышать лязг мечей, а затем продолжительный стон.
Подземный ход. Существует расхожее мнение, что Мирский и Несвижский замки соединяет тоннель длиной свыше 30 км, по которому некогда мог свободно проехать запряжённый тройкой экипаж. Когда российские войска в 1812 году захватили Несвиж, приверженные радзивиловские слуги успели спрятать несвижское сокровище в подземный тоннель и взорвать вход. Это сокровище до сегодняшнего дня не найдено, а среди их, как считается, находятся золотые фигуры двенадцати апостолов. Но исследования и даже облёт на вертолёте предполагаемой линии, соединяющей замки, не дали положительного результата.

Легенда о бараньей голове. На южной стороне Мирского замка отчётливо выделяется небольшой камень, напоминающий голову барана. Согласно легенде, если этот камень упадёт, то замок разрушится до основания, и никто и никогда его не восстановит. Сейчас трудно объяснить назначение этого загадочного символа. Он мог быть изображением святого агнца. Среди многочисленных легенд христианского происхождения есть легенда о принятии Богом жертвы Авеля, который со смиренной молитвой отдал своего любимого ягнёнка. За это на жертву снизошёл небесный свет. А может быть, это магический знак. Согласно языческим верованиям наших предков, в начале строительства чародей снимал мерку с головы живого существа (в данном случае мерка была снята с головы барана), находил камень, обтесывал по мерке и вмуровывал в стену. Потом животное, лишённое своей тени, умирало и становилось привидением. Оно должно было бродить вокруг замка и охранять от всевозможных врагов.


Гольшанский замок


С давних времён одним из интереснейших мест Гольшан является дворцово-замковый ансамбль, построенный в начале XVII в. на ул. Советской, по дороге в Трабы-Юратишки, за пределами территории деревни. Раньше там находилась резиденция XVII в. Дворец почти был разрушен после Первой и Втрой мировых войн и сегодня нуждается в реставрации. Но и сейчас его величественный вид, башни и огромные стены, оставляют необыкновенное впечатление.
К углам замка примыкают высокие башни, на протяжении стен построены корпуса, предназначенные для проживания. Всё это образует внутренний закрытый двор. Под каждым корпусом сделаны подвалы. Все комнаты дворца имеют огромные окна, что характерно для дворцов. Помимо его интересной архитектуры, привлекают к Гольшанскому замку, окутывающие его, тайны, легенды и приключения. Они описаны в романе Короткевича. Узнать и попытаться их разгадать может любой турист посетивший Белоруссию. По галерейным комнатам и сейчас бродят неприкаянные «белая дама» и «чёрный монах», а во францисканском монастыре и костеле – не может найти покой жестоко погребённая заживо молодая девушка.








Кревский замок

Картинки по запросу кревский замок

В первой половине XIV в. литовским князем Ольгердом был построен замок в Крево. Он представлял собой неправильный четырехугольник. Жильем князю служила большая оборонная четырехъярусная башня в южном углу, которая выступала за стену громоздким массивом. Под башней в подземелье была расположена тюрьма. Свет в помещениях башни обеспечивали стрельчатые окна. Такое же очертание было и у бойниц верхней части стены.
Стены, сложенные из валуна и кирпича был практически неприступны, их толщина достигала 2,5 м, а высота местами была до 11—12 м. Вокруг замка был вырыт ров, заполненный водой. Официальной датой постройки замка считается 1338 год, когда Великий князь Литовский Гедимин посадил в Крево князем своего сына Ольгерда. После смерти князя место в замке занял Ягайло, который в подвале задушил своего дядьку Кейстута за то, что он посягал на власть над Княжеством. Сыну Кейстута, Витовту, удалось бежать от двоюродного брата, переодевшись в женское платье. Именно Витовт в будущем одержит победу в Грюнвальдской битве. А тем временем в 1385 году Ягайло подписывает Кревскую унию, согласно которой были объединены Великое Княжество Литовское и Польша. В 1443 году Свидригайло одержал победу и ворвался в замок. Когда-то замок служил оборонным пунктом от тевтонского ордена, и в начале XVI века он станет оборонять город от московских войск. Многие ошибочно считают, что замок был разрушен в годы первой мировой войны, но это не так. Уже в начале XIX века он был практически заброшен и местные жители разбирали его по камням. В 1929 г. руины замка законсервировали.
Легенды замка
Как у любого настоящего замка у Кревского замка есть свои легенды и предания. Их очень любят слушать гости, которые берут туры в Беларусь, чтобы посетить это удивительное и крайне необычное место. Говорят, что после заката замок словно оживает. Кто-то слышал, как начинают лязгать цепи подъемного моста, а кто-то - как стучит молот по наковальне. Если же затаить дыхание и прислониться к стенам, то можно отчетливо услышать стук копыт лошадей и тихое покашливание. Если выйти ночью во двор, то запросто можно увидеть снующие тени, которые жмутся к стенам.  А если повезет, то даже можно различить в полутьме силуэт женщины, которая поет и стирает белье у высохшей ныне речки или мужиков, которые закатывают бочку в ворота. Если во время экскурсий по Беларуси заглянуть в Кревский замок, можно узнать еще одну легенду. Она гласит, что некогда в замке жили два князя, которые полюбили одну и ту же девушку. Из-за нее один убил другого на дуэли и предложил девушке стать его женой. Но та отказала, чем вызвала на себя проклятье князя и участь быть замурованной в стену. Вместе с девушкой была замурована и ее любимая собачка. Несколько дней из стены замка слышались стоны и собачий скулёж, а потом все утихло. Зато с тех пор жители замка стали видеть по ночам девушку, которая выгуливала свою собачку. Ежели кто из мужчин осмеливался проследить за девушкой, то та подзывала его к себе с распростертыми объятьями. Если парень поддавался, то на утро его находили с раздавленными костями.

Однако, это еще не конец предания. Чтобы несчастная душа могла освободиться от своего проклятия, требовалось умилостивить злых духов и совершить поступок еще более жестокий. Однажды привидение девушки попросило одного из своих поклонников принести в замок все имеющееся в костеле золото. Взамен она обретала свободу от вечных мытарств, а парень – сундук золотых. Молодой человек решился и как-то ночью собрал все золото в костеле, кроме маленького закопченного кия для тушения церковных свечей, который он просто не заметил. Но выйти смельчаку не удалось – нечистая сила наслала бурю на ту местность, и всю ночь вор просидел в костеле, так и не одолев выйти. Грех совершить не удалось, а душа девушки получила еще 100 лет мук за свои злые помыслы. Местные говорят, что ее призрак до сих пор скитается по замку, правда уже не молодая девушка видится людям, а иссохшая старуха со скелетом своей собачки.


Троицкий костел в Гервятах

Фото путешествия по Беларуси 162.jpg

Гервяты - деревня недалеко от границы Беларуси с Литвой. Представляет собой один из сохранившихся островков литовского населения в Беларуси, остаток тех времен, когда большая часть западной Беларуси и восточной Литвы была заселена смесью балтов и славян. Пожалуй это самая известная из литовских деревень в Беларуси, во многом благодаря местному костелу.
Костел в Гервятах начинает свою историю с 1526 году. В том году епископ Ян заложил тут деревянный храм Святой Троицы в честь появления в Гервятах и окрестностях католического прихода. Через три столетия тут появился великолепный красный костел в стиле неоготики. Для его строительства был построен временный завод по производству кирпича высокого качества. В добываемую по соседству известь примешивали куриные яйца. Проект был настолько масштабным, что местные жители сдавали куриное яйцо тысячами. Черепица и некоторые стройматериалы доставляли из Германии. Теперь Гервятский костел входит в тройку самых высоких храмов Беларуси.
Костел полностью выдержан в стиле неоготики, его боковые стены подпирают аркбутаны, изящные арки, выполненные по примеру храма Нотр-Дам де Пари. Только два белорусских костела имеют такие особенности. Перед храмом стоят несколько деревянных крестов с богатой резьбой, что характерно для литовских храмов.
Интерьер храма не поражает богатством, но отличается очень хорошо выдержанным стилем. Эстетическую завершенность Троицкому костелу придает дивный ландшафт вокруг с редкими декоративными растениями и фигурами апостолов, что вызывает интерес к храму у тех туристов, кто предпочитает Туризм и отдых в Беларуси.

Костел сохранился целым на протяжении почти двух веков. Сейчас там работает действующий орган, он насчитывает 100 лет, и создавался специально для Гервят. Тут проходят органные концерты, так как храм имеет прекрасную акустику.


Усадьба в деревне Гнезно

Гнезно

Гнезно - это крупная деревня Волковысского района, Гродненской области Беларуси.
Есть в деревне Гнезно немаловажная достопримечательность, а именно - отлично сохранившаяся усадьба 2-ой половины 19-го века. Как это часто бывает в Беларуси, усадьба расположена на берегу небольшого водоема. Усадебный комплекс включает небольшой дворец, являющийся центральным зданием всего комплекса, фрагменты парка с красивыми аллеями, целый комплекс других построек, раскинувшихся почти по всей деревне Гнезно. Некоторые из этих зданий ранее были жилыми, административными или даже торговыми, другие здания, относящиеся к усадьбе, имели различное хозяйственное назначение, в частности сохранилась конюшня.
Большинство зданий, а также парк, входящие в состав усадебного комплекса в деревне Гнезно сохранились до нашего времени в хорошем состоянии. Большинство из них даже было восстановлено и отреставрировано в недавнее время. В здании самой усадьбы (небольшого центрального дворца) сегодня располагаются местные органы исполнительной власти. Другие здания усадебного комплекса в деревне Гнезно и сегодня используются под хозяйственные или административные нужды местными предприятиями. Несомненно, что усадебный комплекс в деревне Гнезно также может быть весьма интересен туристам и путешественникам по Беларуси. Этот комплекс является ценным архитектурным памятником 19-го века и достопримечательностью Беларуси.
Таким образом, в деревне Гнезно сформировалась очень приятная туристическая атмосфера, здесь имеется одна из центральных достопримечательностей всего региона, которая прекрасно дополняется другими небольшими достопримечательностями деревни. Кроме того, в заключение необходимо также отметить, что деревня Гнезно достаточно крупная. Туристы и путешественники по Беларуси смогут найти здесь несколько магазинчиков, аптеку, отделение банка и некоторые другие элементы базовой инфраструктуры, которые могут понадобится им в путешествии.

Костел св. Михаила Архангела в деревне Гнезно

Картинки по запросу Гродненская область Костел св. Михаила Архангела в деревне Гнезно      
Адрес
Волковысский р-н, ул. Школьная 11-а, аг. Гнезно

Костел Святого Михаила Архангела в Гнезно был построен в 1524 году на месте сгоревшего деревянного храма Яном и Эльжбетой Шеметовичами. В 2012 году отмечалась 488-я годовщина храма. Когда-то на месте, где построен костел было древнее языческое капище. При реставрационных работах в XIX веке были найдены жертвенные камни.
Не обошла костел и Реформация. С 1555 по 1643 год храм был кальвинистским собором. В 1643 году он вновь вернулся в лоно Католической Церкви.
Костел был выстроен с большим запасом прочности. Его толстые стены могли выдержать осаду врагов. Храм использовали, как оборонительное сооружение во все войны, о чем свидетельствует засевшее в кирпичной кладке пушечное ядро.
В 1838 году в костеле произошел пожар. Все, что могло гореть – сгорело. В 1844 году на его восстановление была пожертвована немалая сумма Г. Тарасевичем. В 1926 году была проведена реконструкция храма и надстроена
башня. В 1930-1932 годах реставрационные работы проводились по проекту архитектора Т. Плюцинского.
В СССР был создан особый комитет, которому было поручено изучение истории храма и его реставрация. В конце 1980-х годов храм был заброшен. В 1989 году храм вернули верующим, однако, за период, когда он пустовал, костел успел заметно обветшать. За его восстановление взялся католический священник Людвик, который принял храм от имени Католической Церкви. За это время была проделана немалая работа по реставрации и популяризации храма в качестве туристического объекта.
На территории костела сохранилась древняя ограда, брама, часовня и кладбище. В костеле есть скульптуры, которые датируются XVII-XVIII веком.

Ошмяны
Ошмяны
Ошмяны – древний город, построенный на реке Ошмянке. Впервые упоминаются в 1040 году в связи с нападением на город великого князя Ярослава. В 1341 году Ошмяны вошли в наследство, которое оставил князь Гедемин своему сыну Евнутию.
Прославились Ошмяны своей неприступностью. Дважды грозные тевтонские рыцари нападали на город в конце XIV начале XV века и оба раза получали достойный отпор. Немногие крепости могут похвастаться столь блестящими победами.
Знал город поражения и разрушения. Первый раз он был разрушен в 1384 году польско-литовскими королевскими силами во главе с Владиславом II Ягайло. После того, как Ошмяны стали собственностью королевства и получили значительные торговые привилегии, город начал быстро развиваться, и отстроился заново. Второе поражение Ошмяны узнали от воинственных московитов, которые сравняли город с землей в 1519 году, но уже в 1556 году город был отстроен и процветал настолько, что получил магдебургское право.
В XVI веке Ошмяны стали прибежищем кальвинистов и самым известным кальвинистским городом в Великом Княжестве Литовском.
Сейчас все еще можно увидеть величественные руины старинного францисканского костела и оценить масштаб некогда знаменитого храма. Этот костел был перестроен в 1822 году из руин древнего готического храма. Ошмянский костел святого Архангела Михаила – действующий католический храм, построенный в 1900 году на месте францисканского костела 1387 года постройки. Этот костел считается признанным шедевром стиля виленское барокко. В 1990 году костел был отреставрирован и сейчас находится в идеальном состоянии.
Совсем другое, но тоже очень сильное впечатление оставляет православный Воскресенский храм. Построенный в ретроспективно-русском стиле в 1875 году, храм создает впечатление надежности и незыблемости основ православия.

В Ошмянах сохранилась в хорошем состоянии одна из немногих синагог. Построенная в начале XX века, она была закрыта в 1940 году. Внутри сохранились цветные росписи. К сожалению, сейчас синагога используется под складское помещение.
У древнего города есть три кладбища: католическое кальварийское со старинными деревянными крестами, замшелыми склепами и могилами польских солдат, еврейское и православное.
Мало где можно увидеть настоящую работающую водяную мельницу в таком хорошем состоянии, как в Ошмянах.



Усадьба-музей «Старая весь» -
Музей насекомых и пчеловодства
Адрес: 231947 Гродненская область, Зельвенский район, д.Вороничи, 19

Агроусадьба «Старая Весь» одновременно оказывает несколько видов услуг в сфере агроэкотуризма. С одной стороны это настоящий музей, с другой – усадьба, где посетители получают весь комплекс услуг по отдыху, проживанию и питанию в сельской местности.
Единственный в Беларуси музей насекомых и пчеловодства открылся в сентябре 2006 года в д.Вороничи Зельвенского района Гродненской области, что на западе Белоруссии на границе Брестской и Гродненской областей. Музей состоит из трёх экспозиций.
Первая – демонстрационный улей и пчелиная пасека, где размещено более 30 пчелиных семей в ульях шести различных конструкций и в колоде. На пасеке посетители знакомятся с устройством ульев, отличием между разными конструкциями ульев, жизнью пчелиной семьи в природе, сбором пчелами пыльцы, навыками ухода за пчелами.
В одной из комнат музея создана вторая экспозиция, посвященная пчеловодству. Здесь посетители узнают об истории пчеловодства от Древнего Египта до настоящего времени, о биологии и этологии (наука о поведении животных) пчел. В экспозиции демонстрируются орудия и инвентарь пчеловода, различные типы рамок, сотов, представлены продукты пчеловодства и промышленные изделия, где используется пчеловодческая продукция: кондитерские изделия, конфеты, алкогольные напитки, лекарства на основе прополиса, пчелиного яда и маточного молочка; косметические препараты; продукты химической и других отраслей промышленности. Здесь же представлены лекарственные препараты, используемые для лечения и профилактики заболеваний самих пчёл. На отдельной полке – образцы мёда, собранные и расфасованные в оригинальную посуду в разных странах мира.
На столе кипит самовар, и в заключение этого этапа экскурсии посетители на свежем воздухе под навесом могут отведать чай из высушенного липового цвета или мяты и продегустировать различные сорта мёда.
Во второй комнате представлена коллекция насекомых, собранная хозяином музея - профессиональным экологом, более чем за сорок лет. В экспозиции более четырёх тысяч экземпляров насекомых, более половины из которых – бабочки, причем практически все насекомые пойманы в Беларуси. В коллекции представлены представители 14 отрядов насекомых, наиболее известные из которых: стрекозы, жуки, прямокрылые (кузнечики и саранчовые), клопы, ручейники, тараканы, перепончатокрылые (осы, пчёлы, наездники, пилильщики), двукрылые и, Конечно, бабочки.
Осенью 2015 года коллекция пополнилась почти сотней бабочек из Индонезии, Приморского края и Юго-Восточной Азии. Этих насекомых хозяин музея получил от коллег – коллекционеров из разных стран в обмен на представителей белорусской энтомофауны.
Все вещи в усадьбе-музее в своём оформлении, так или иначе, связаны с насекомыми: это сувениры, посуда, тюли, обои, керамическая плитка в санузле, светильники, книги о насекомых и специальная литература, альбом с фотографиями, вазы, часы, постельное бельё, полотенца, салфетки и даже бутылка с вином. На стенах – многочисленные панно из бабочек. На журнальном столике – подборка газет и журналов, в которых рассказывается о музее и альбом с фотографиями, отражающими историю музея.




Комментариев нет:

Отправить комментарий